Инклюзивное образование требует развития
Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка уделяет постоянное внимание внедрению и развитию в Украине инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Об этом говорится в отчете Уполномоченного Президента Юрия Павленко. В документе отмечается, что в рамках исполнения поручения Президента от 30 августа 2012 года в Государственном бюджете 2013 года в 2,5 раза (до 48 млн грн) увеличены объемы расходов на образование детей с особыми потребностями в общеобразовательных учебных заведениях, что создает условия для открытия инклюзивных классов в общеобразовательных школах и инклюзивных групп в дошкольных учреждениях. Также, отмечается в отчете, в Государственном бюджете Украины на 2013 год предусмотрено 10 млн грн на издание учебников и пособий для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе изготовленными шрифтом Брайля. Вместе с тем, уполномоченный президента по правам ребенка констатирует наличие комплекса системных проблем в этой сфере и необходимость активизации деятельности центральных и местных органов власти по реальному обеспечению права ребенка с особыми потребностями, ребенка-инвалида на качественное, доступное образование. «Развитие инклюзивного образования констатирует необходимость тесного профессионального сотрудничества педагогических, медицинских, социальных работников в интересах конкретного ребенка. Однако, разработанных межотраслевых нормативных актов по вопросам этого сотрудничества нет», - отметил Юрий Павленко. По его словам, ощущается острая нехватка разъяснительной работы с общественностью, педагогическими и медицинскими работниками. «Кроме других, требует решения проблема неправильного восприятия инклюзивного обучения родителями как здоровых детей, так и детей с инвалидностью, готовность педагогов к обучению таких детей также является проблемой, и это тормозит процесс открытия новых инклюзивных классов. Родители детей с инвалидностью часто сталкиваются с немотивированным, на их взгляд, отказом в зачислении детей в учебные заведения, в том числе и дошкольные», - отметил Павленко. Кроме того, говорится в отчете Уполномоченного Президента, необходимо определить, ребенок с какими именно потребностями может учиться в общеобразовательной школе по инклюзивной программе. «Развитие инклюзивного образования естественно обуславливает усовершенствование деятельности специальных школ и реорганизацию интернатных учреждений, что в результате расширит возможности как специальных, так и общеобразовательных школ, изменит практику сотрудничества педагогов с родителями и детьми», - отметил Павленко.
|